Люди в городеМолодые режиссеры
О нашем кино, гонорарах и женщинах как источнике вдохновения
На производство художественных фильмов в Казахстане в 2017–2020 годах выделено 14,2 миллиарда тенге, документальных фильмов — 900 миллионов тенге, анимационных фильмов — 1 миллиард тенге. На создание же нового фильма о Назарбаеве выделят 2,3 миллиарда тенге.
Считается, что успешными в прокате могут стать только низкобюджетные комедии, криминальные боевики и картины о Лидере нации. Но на смену любителям кинематографических шаблонов приходит новое независимое поколение. Мы поговорили с молодыми казахстанскими режиссерами и узнали, что они думают об отечественном видеопродакшне, на кого ориентируются и почему не хотят снимать лавстори.
Малик Зенгер, 31 год
Я учился в КИМЭП, позже в New York Film Academy. Начинал в университете с короткометражных мультфильмов, флэш-анимаций. После выпуска начал работать в рекламе, тоже снимал. Сейчас я на фрилансе, но также являюсь режиссером в студии Anykey.
Самое сложное в нашей работе — написать или найти сценарий, с которым захочешь работать. А приятное — видеть готовый продукт, который получился таким, как ты видел его у себя в голове.
Бывает, что когда пишешь синопсис, понимаешь, что артист не готов столько тратить на съемку клипа. Кстати, клипы Молданазара я снимаю бесплатно. Мои любимые работы — «Өзің ғана», «Той жыры».
В своей работе я ориентируюсь только на себя, считаю, что единственный человек, с кем стоит соревноваться — это ты сам. Чтобы достигать результатов — нужно уметь абстрагироваться и фокусироваться только на работе.
Казахстанскому кинематографу нужна школа, в которой бы готовили настоящих профессионалов в сфере продакшна. Казахстан набирает обороты, это радует, но кадров все еще не хватает.
В своей работе я ориентируюсь только на себя, считаю, что единственный человек, с кем стоит соревноваться — это ты сам
Данияр Ахметжанов, 25 лет
Я окончил бакалавриат по специальности Civil Engineering в Назарбаев Университете. На магистратуру поступил туда же, но решил бросить: занялся развитием студии видео и анимации Black Rainbow.
Снимать я начал в университете, когда мы с друзьями организовывали различные мероприятия — для привлечения студентов необходимы были проморолики. Позже я заинтересовался коротким метром и снял первую хоррор-короткометражку.
Раньше я не понимал зачем нужен режиссер, если есть сценарист, который уже всё прописал, и оператор, который всё снимет. Но с каждой последующей работой чувствовал, как я устанавливаю характер, задаю ритм, управляю игрой актеров, указываю на ошибки, нахожу их сильные стороны. Я понял, что хочу снимать кино!
О заработке
Сейчас мы с другом развиваем творческую студию Black Rainbow: он отвечает за анимацию и графический дизайн, я за видео-составляющую. Зарабатываю я на коммерческих заказах: реклама, видео-отчеты и промо, сейчас у меня долгосрочный контракт с крупным фитнес-центром на их рекламные ролики. Плюс мне часто удается возможность работать с публичными личностями, спортсменами, актерами, что и приводит поток клиентов на рекламные ролики.
Гонорар режиссера за рекламные ролики для крупных компаний или музыкальные клипы в Казахстане варьируется в среднем от 300 тысяч тенге до трех миллионов. Я заработал около шести миллионов тенге за второе полугодие 2017 года, снимая имиджевые видео.
О стиле
Самое сложное в режиссуре — найти свой стиль. Всегда хочется оставаться верным себе, снимать так, как считаешь это красивым, стильным. Но к сожалению, у нас это не воспринимается должным образом. Как и в культуре в целом, в киноискусстве наш народ отстает на несколько десятков лет. Поэтому, мне как режиссеру, всегда приходится искать компромисс между своим видением и хотелками народа, которому нужны веселуха, хайп, вайны, понты.
Как и в культуре в целом, в киноискусстве наш народ отстает на несколько десятков лет
Ролик, который примут на западе тепло, у нас может не вызвать никакой реакции. Но к счастью, сейчас видеомейкеры и те же самые вайнеры, повышают планку и балуют нашего непросвещенного зрителя качественной съемкой. Yuframe и Jokeasses, к примеру, перешли на новый уровень и теперь их съемки не обходятся без профессиональных камер и звукозаписывающего оборудования.
Мне нравится, когда операторы придумывают новые ракурсы и техники съемок. Например, я в восторге от музыкальных клипов Travis Scott, Asap Rocky, Kendrick Lamar, где помимо операторских знаний видна смекалка инженера, чтобы построить конструкцию, по которой будет двигаться камера.
В кино люблю хорошие продуманные сценарии, диалоги, сочную картинку. Если бы я сейчас снял фильм, то он был бы смесью Тарантино, братьев Коэн, Мартина МакДоны, с переходами, как в Stranger Things, длинными кадрами, как у Эммануэля Любецки, и с Ди Каприо в главной роли.
Но помимо киноискусства, я ориентируюсь на Илона Маска, творца современности. Мне интересно всё, что он делает. Ставя перед собой немыслимые задачи, он с ними справляется. Я всей душой болею за него и беру пример, ведь, как-никак, я инженер с генами творческих людей, художник с техническим складом ума.
О вдохновении
Меня всегда вдохновляет свобода в искусстве, как и в жизни. Мне не нравится, когда работа зажата в какие-то рамки, будь то цензура или необходимая жертва ради её популяризации. Ярким примером может послужить последний клип Asap Rocky и Moby — "Forever". В клипе постоянное движение, камера не переставая плывет. Мне нравится, когда всё детально продумано, а препродакшн, съёмка и монтаж тесно связаны. Для эстетического удовольствия советую посмотреть рекламу от Apple "Homepod", который был снят без спецэффектов.
Недавно у Ивана Дорна вышел клип "Africa", который снял Айсултан Сейтов вместе с Азаматом Дулатовым — очень красиво! Настоятельно рекомендую, особенно для Казахстана, фильм Мартина Макдонны «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».
О проблемах видеопродакшна в Казахстане
В Казахстане лишь один из десяти зрителей является думающим и ценящим красоту в фильмах. Именно зритель является основной проблемой казахстанского кинематографа. Из-за него у нас каждый год клепают по 10-15 комедий, о которых уже трудно вспомнить через неделю после просмотра. Снимешь драму — провал в прокате. А кому интересно вкладывать деньги в заведомо неприбыльный проект? Только время поможет нашему кинематографу. Везет только некоторым, к примеру, Акану Сатаеву, которому государство может доверить хорошее финансирование. Мне кажется, Казахстан ждет яркое будущее в кино — у нас много талантливых ребят, через пять-десять лет мы сможем составить достойную конкуренцию европейским режиссерам.
Именно зритель является основной проблемой казахстанского кинематографа
О принципах
Ходить на чьем-то поводу не в моих принципах. Если заказчик, продюсер, цензура будут пытаться разрушить целостность работы, я сделаю все, чтобы снять, как задумывал. Снимать правду, красоту жизни, создавать так, чтобы зритель полностью погрузился в атмосферу и восхитился моей работой — вот мои принципы.
Вообще, мечтаю снять кино на Марсе. На планете Марс. Написать сценарий вместе с Илоном Маском. Да, мечтать не вредно, но я привык ставить цели. И ближайшей моей целью являются пять короткометражек до конца лета.
Санжар Бекжанов, 23 года
Я учился в Нью-Йоркской киноакадемии, провел там три года, получил степень бакалавра. Снимать начал там же: моя первая работа была посвящена выбору профессии.
Я с детства хотел сниматься в фильмах, мне нравилось выступать на сцене, я любил пародировать. Школьных постановок было немного, но я погружался в них полностью. Собирался поступать на актерское мастерство за рубеж, но мама уговорила пойти на режиссера. Она сказала, что режиссура похожа на живопись: режиссер — это художник, а актер — кисточка. Кисточка не может рисовать сама по себе, она лишь инструмент. Меня это впечатлило. Еще одним аргументом стало то, что будучи режиссером, ты можешь играть в собственных фильмах.
Мама сказала, что режиссура похожа на живопись: режиссер — это художник, а актер — кисточка
Сейчас я работаю в компании, которая занимается бизнес-тренингами, я делаю видеоконтент. Заработка хватает на удовлетворение всех основных потребностей.
Короткометражные фильмы, которые сниму в ближайшее время, не спонсируются компаниями, заработка там не будет.
О сложностях
Самое сложное в работе режиссера — досконально передать образ, созданный в голове. Необходимо точно донести до каждого члена команды, что он должен делать, приходится использовать все свои коммуникативные способности.
Самое приятное — видеть, как команда прислушивается к тебе, помогает создать идею в том виде, в котором ты задумал. При наличии хорошей идеи, сильного сценария все хотят видеть свои имена в титрах, поэтому максимально лояльны к режиссеру.
У меня возникали сложности с актерами. Обычно я стараюсь контролировать все моменты сам: регулирую свет, кадр, свет, сразу же даю комментарии по игре актеров на репетиции. Был у меня один актер из театра, которому я говорил играть во время репетиций по максимуму. Но он сказал мне: «Санжар, если я сейчас отыграю полностью этот образ, то во второй раз уже не получится, поэтому я хочу выдать его полностью, когда мы уже будем снимать».
Хоть это было рискованно, я доверился: для меня было важно, чтобы актеры чувствовали себя уверенно, свободно. Во время съемок я думал, что все идет отлично, у актеров все под контролем, поэтому сосредоточился на ракурсах, свете, а когда начали обмениваться мнениями, делиться обратной связью, они сказали, мне что я мало уделял времени тому самому актеру и не контролировал его работу. Сыграл он хорошо, но тогда я понял, что лучше все делать по-своему и ко всему готовиться заранее, охватывать все аспекты.
О вдохновении и казахстанском кино
Предпочтения меняются с каждым годом, но сейчас у меня все же есть любимые режиссеры. Нравится Стэнли Кубрик за его умение создать и погрузить в атмосферу, Спилберг — за авторский почерк, неизменный хеппи-энд. Вдохновляет и стиль Вуди Аллена, он мастерски создает диалоги. Я хочу попробовать все стили.
В казахстанском кинематографе есть свои проблемы — нам не хватает хорошей картинки, самого навыка. Все это решаемо, нужно просто продолжать снимать, пробовать. Сначала добиться качества, а потом уже искать изюминку.
Казахстан движется в верном направлении. Результаты будут — нужно просто подождать, Рим ведь тоже был построен не за один день. В советское время наш кинематограф был сильнее, но мы многое утратили. Да, советская школа была сильной, но мы живем в новом государстве, поэтому все нужно начинать с нуля.
Айбат Рахманов, 26 лет
Я учился в замечательном городе-стране Сингапуре в университете SAE, при Middlesex University. Когда пришло время выбирать профессию, отец спросил меня кем я хочу стать; он точно знал, что я не выберу финансы или маркетинг.
Режиссуру я выбрал неожиданно: вспомнил, что когда добирался из школы домой или наоборот, всегда таскал с собой iPod и представлял, как создаю клипы для играющих композиций. Я не знал тогда, что это называется видеопродакшн. Поэтому пришел к папе и сказал, что буду клипмейкером. Можно сказать, что музыка привела меня к режиссуре.
Долгое время я работал сам: снимал, режиссировал, делал монтаж. Сейчас полностью поменял представления о процессе: творчеством должна заниматься команда талантливых людей. На данный момент я в процессе создания продакшн-компании, которая будет заниматься созданием рекламы, музыкальных клипов. Но главная цель, конечно, кино.
О сложностях
Моя главная сложность — создание идеи, чтобы без клише и со вкусом. Идея может казаться крутой, а на деле бить в лоб зрителю — любая работа должна быть аутентичной. Также нелегко дается коммуникация, когда нужно донести идею до команды. Поэтому для режиссера важно окружить себя людьми, которые будут понимать тебя на сто процентов. Самое приятное — работать в команде, задавать настрой на площадке. Хочется, чтобы ребята всегда были на позитиве, не нервничали, были накормлены и довольны.
Идея может казаться крутой, а на деле бить в лоб зрителю — любая работа должна быть аутентичной
О вдохновении и казахстанском кинематографе
Будет неправдой говорить, что я ориентируюсь на каких-то режиссеров. Если начну это делать, то перейму его стиль и не буду самим собой. Я лучше буду прислушиваться к советам, наблюдать за их поведением на площадке – это максимум.
Я еще не разобрался, какой стиль меня вдохновляет. У меня было несколько моментов, когда коллеги спрашивали, смотрел ли я тот или иной фильм, а отвечал отрицательно и сталкивался с осуждающими взглядами. Конечно, режиссер должен смотреть фильмы и учиться чему-то новому. Но для меня это не работает. Мне кажется, если я буду смотреть по пять картин в неделю, могу случайно скопировать что-то. В этом плане я сложный человек, я хочу делать все по-своему.
Считаю, что не могу осуждать отечественный кинематограф. Не учить людей для меня очень важно. Мне предлагали проводить мастер-классы, но я всегда отказывался: не снял клипы, которые тронули людей, мои фильмы не были на Оскаре или Каннах. Но если исходить из опыта, то могу сказать, что главной проблемой нашего кино являются клиенты. Часто заказчики хотят голливудского качества, но выделяют копейки.
Часто заказчики хотят голливудского качества, но выделяют копейки
О принципах
Мы с ребятами в команде часто шутим на тему жизненных принципов. У нас в телеграм-канале есть стикеры, касающиеся нашего занятия. Там, помимо стикеров «Дедлайн вчера» либо «Денег нет», есть замечательный стикер «Главное — себе не врать». Смешно, но очень правдиво: главное — себе не врать.
Я не вернусь в одиночную съемку, лучше наберу людей, которые будут понимать отдельные процессы. В таких проектах не учишься. Еще я бы никогда не стал снимать лавстори. У меня, кстати, нет проекта, о котором я мечтаю. Это все цели. Одна из них — снять полнометражный фильм, причем не мелодраму, а драму. Также хочу снять хоррор, сделанный в сеттинге обычного аула, передать аутентичность, включить наш колорит. Чтобы люди говорили: «Вау! Это в Казахстане!»
К слову, о принципах. Одним интересным правилом со мной поделился профессор. Он сказал — не вдохновляться женщинами. Не знаю, шутка это была или правда, я воспринял это как совет. Женщина может прийти и уйти, поэтому я ищу вдохновение в ситуациях, окружающих моментах.
Бекентай Ажибеков, 21 год
В кино с 11 лет. Помню, посмотрел фильм «Рэкетир», вдохновился — с друзьями сняли пародию. Дальше начал заниматься вандализмом, танцами, кататься на скейте. Но что бы я ни делал, всегда старался снимать — на память. Первый короткометражный фильм назывался «Чудо», в его создании меня поддержали Сон Паскаль и Медет Шаяхметов. Сейчас периодически работаю с студией продакшна Motor.
Считаю, что режиссерская жилка либо есть, либо нет. Сам я долгое время просто снимал различные рекламные ролики, монтировал, но никогда не пробовал себя в качестве режиссера. Но однажды снимал рекламу, где нужно было работать с эмоциями актеров; попросил одного парня показать персонажа особым образом. После выхода ролика понял, что все вышло так, как я задумал. Это вдохновило меня заняться изучением режиссуры: я начал читать книги, смотреть документальные фильмы. Это не особо помогло, лучшим способом понять режиссуру стала постоянная практика. Сейчас я свободный художник, работаю с разными студиями продакшна.
Считаю, что режиссерская жилка либо есть, либо нет
Самое сложное в режиссуре для меня — управление временем. Когда торопишься, получается некачественный продукт. Это расстраивает. Также тяжело режиссировать проекты, которые тебе не нравятся. С тебя могут что-то требовать, а ты даже не видишь концепции, драматургии, технических схем.
Самое приятное — воплощение идей: ты можешь создавать что-то абсолютно новое, кайфовать от процесса.
Я ни на кого не ориентируюсь, у меня нет кумиров. Все мы индивидуальны, поэтому повторять за кем-то — лишить себя возможности остаться в истории. Меня вдохновляет стиль Акиро Куросавы и Гая Ричи, их режиссерские решения, сценарная драматургия, подача. Каждая секунда их картин сильна, их можно пересматривать бесконечно.
О казахстанском кинематографе и принципах
Проблема у отечественного кино только одна — менталитет. Решения я не знаю. Мне кажется, нужно просто дождаться смены поколений. Лет через 20-30 казахстанское кино будет адаптировано для мировых экранов. А пока наши люди готовы ходить только на комедии.
Принципов у меня много, но я всегда могу подстроиться или стоять на своем, если того требует проект. Что я никогда не соглашусь снять? Фильм о войне против мусульман. Я бы хотел снять фильм о родителях, об их молодости. Снять и устроить для них большой праздник, так как они самое ценное, что есть в моей жизни.
Фотографии: предоставлены героями
Комментарии
Подписаться