Где ты работаешьЯ работаю в ГАТОБ: Артист балета и оперная певица
О работе, дороге в театр и искусстве
Мы продолжаем рубрику «Где ты работаешь», в которой рассказываем, каково это — работать в известных зданиях Алматы. В этом материале — Государственный академический театр оперы и балета им. Абая, который является одним из старейших зданий в городе.
Поговорили с артистом балета и оперной певицей об искусстве в Казахстане, работе и дороге в театр.
Материал был сделан до режима ЧП в Казахстане. Редакция поддерживает карантин.
Текст
Фотографии
Расположение
ул. Кабанбай Батыра, 110
Год постройки
1936–1941
Архитекторы
Н. Простаков,
Т. Басенов и др.
Статус
Памятник архитектуры Республиканского значения
Информационная справка
Предшественницей театра была построенная в 1933 году музыкальная студия, в которой работали 50 актеров, 20 музыкантов симфонического оркестра и 12 — национального. Первое выступление состоялось через год: комедия «Айман Шолпан» по пьесе Ауэзова ознаменовала рождение первого казахского музыкального театра оперы и балета.
В 1933 году объявили всесоюзный конкурс по проекту будущего здания, а в 1936 году началось строительство. Через год случился пожар, так что конструкционные работы возобновились в сороковых годах. Театр открылся 7 ноября 1941 года, получил статус академического, а в 1945 году ему присвоили имя Абая.
С 1995 по 2000 годы в театре была осуществлена генеральная реконструкция. Был сохранен основной архитектурный стиль — ампир, сочетание итальянского классицизма и традиционных элементов национальной формы архитектуры Казахстана, добавились элементы орнамента с костюма «Золотого человека», а также современные отделочные материалы.
Нельсон Пенья
Артист балета
О себе
Я родился в Гаване, балетом занимаюсь с девяти лет. Хотя мама — сама бывшая балерина, никогда не желала мне идти по ее следам, так что в балет попал случайно. Как-то ее коллеги заметили мое телосложение и сказали, что по физическим параметрам подхожу идеально. Решил попробовать.
Чтобы поступить в местную балетную школу, занимался с преподавателем. Было так тяжело и больно, что в какой-то момент опустил руки и перестал ходить на занятия. Пропустил второе прослушивание, но в итоге все-таки поступил в школу. На спектакли начал ходить только через год учебы, когда понял балет — влюбился в него и решил, что хочу заниматься этим.
Когда прошел в Национальную школу Кубы, пришлось совмещать обычную школу с балетной. Ровесники играли на улице или гуляли, а я приходил домой поздно и уставший. Несмотря на это, никому не завидовал, потому что понимал: все делаю правильно.
В 18 лет я был ростом в 1 метр 94 сантиметра, что довольно редко и для кубинцев, и для танцоров балета. Из-за этого возникали трудности: не было подходящих по росту партнеров, выделялся, и меня даже побаивались. По окончанию школы мне предложили выступать в театре Южной Африки — там искали высоких артистов, — я согласился и проработал там несколько лет.
В первый раз приехал в Алматы, потому что пригласили в качестве преподавателя по латиноамериканским танцам: из-за травм на какое-то время оставил балет. Познакомился здесь с будущей женой и в 2013 окончательно переехал в Казахстан. Получил работу в ГАТОБе как артист балета.
В 2016 году решил попробовать себя в другом месте и уехал в Москву, в Русский Национальный Балет Сергея Радченко в качестве солиста: они как раз нуждались в артистах высокого роста. Там я отработал три сезона.
Мы гастролировали по Европе от трех до пяти месяцев. Это была очень интересная работа, но физически трудная: каждый день переезды и выступления. В ГАТОБе проходит по два спектакля в неделю, а там выступали по 6-7 раз без выходных. Это был бесценный опыт и мое самое большое профессиональное достижение, но пока я гастролировал, в Алматы рос сын. Ушел, потому что здесь семья.
О работе
Мы тренируемся каждый день, кроме понедельника, с 10 утра до 6 вечера. В балетном классе не танцуем; тренировка начинается со станка — растягиваемся и выполняем базовые упражнения. Потом занимаемся в середине зала и выполняем прыжки. Каждый день делаем одно и то же, меняются только комбинации. После этого начинается репетиция к спектаклю.
В идеале на подготовку к партии уходит месяц, но у нас большой репертуар и частые выступления, поэтому обычно готовимся за две недели.
Для меня самое важное — разнообразие: танцевать хочу и классические, и характерные партии. В каждой есть изюминка, поэтому выбрать только одно направление невозможно. Самая близкая по духу партия — Дон Кихот, потому что выступая, я не отыгрываю роль, а показываю себя. Это связано с близостью культур: балет основан на произведении испанского писателя.
Балет — комбинация дара и трудолюбия, хотя, безусловно, важны физические данные: подъем, пластичность, телосложение. Каждый танец должен быть лучше предыдущего. Для этого нужно огромное желание и сила воли терпеть боль на тренировках. Важна последняя исполненная партия, а не первая.
Вокруг балета много страшных стереотипов про голодание и отбитые пальцы. Не скажу, что все неправда, но по большей части это зависит от физиологии человека. Я от природы достаточно худой: кушаю, что хочу и не поправляюсь, ежедневные тренировки тоже помогают. Диет в основном придерживаются балерины: им важно сохранять определенный вес, чтобы не было трудностей с подъемами. Бывает и такое, что артисты натирают до крови ноги, но это часть профессии, которую нужно пережить.
В Европе зрителей тяжело удивить, для них важнее образ, пластика, а не техника. В Америке для зрителей нормально кричать, свистеть — и, хотя в Европе в этом смысле культурнее, приятно знать, что вызываешь у зрителя такие эмоции. А казахстанские зрители одинаково тепло встречают местные труппы и всех приглашенных гостей.
О ГАТОБ
Я люблю уникальность и особенность здания. Внешне он похож на Мариинский театр. Но внутри они очень отличаются: по интерьеру видно, что это восточная страна со своей изюминкой. Больше всего в Гатобе нравится история, большой репертуар и дух, который присущ только старым театрам. Здесь много преподавателей с большим опытом, коллектив очень дружный — меня приняли тепло.
Страх и переживания перед выступлениями есть всегда — иногда больше, иногда меньше. На сцене спокойнее, главное — наслаждаться процессом.
На сцене бывало много смешных случаев. В начале работы в театре на одном из выступлений танцевали в коротких трико. Во время плие мое опустилось ниже положенного — зрители ничего не заметили, а хористы, судя по подавленному смеху сзади, увидели бандаж.
Как-то вообще вышел на сцену в спортивных штанах: между выходами на сцену был большой перерыв, а за кулисами холодно, поэтому танцоры их надевают. Штаны были темные и сочетались с костюмом — было не очень заметно. Ставили тогда «Ромео и Джульету».
Печально, но в театре нет человека, который бы следил за здоровьем артистов. С такой рабочей нагрузкой и травмоопасностью должен быть кто-то, кто окажет первую помощь. У нас есть только одна массажистка. Недавно я повредил колено, срочно пришлось искать спортивного доктора — обратился в одну клинику через знакомых.
Сейчас средняя зарплата артистов — около 100 тысяч тенге, а работаем шесть дней в неделю. В Астане условия лучше. Нынешние руководители стараются улучшить условия, так что надеюсь, у них получится.
Зарина Алтынбаева
Оперная певица
О себе
Я с детства увлекалась искусством: классическая хореография, школьный хор, балет, фигурное катание. Когда была подростком, любила рок и группу «Кино», и в музыкальную школу пришла именно из-за любви к ней. После окончания школы искусств поступила в консерваторию им. Курмангазы на академический вокал, занималась у Марьямгуль Тулегеновой, которая была солисткой театра. Она брала меня на постановки и рассказывала о мире оперы.
Чтобы заработать, параллельно выступала в ресторанах с песнями Пугачевой, Аллегровой, Алсу — типичный репертуар для таких мест. Преподавательница посоветовала мне сесть на вокальную диету и петь в одном жанре, потому что от совмещения эстрады и классики страдает техника. Тогда в силу возраста хотелось и сцены, и театра; на какое-то время выбрала эстраду: записывала песни, снимала клипы, даже выпустила альбом на казахском языке.
В 2010 уехала в Англию, в Вестминстерский университет, получила степень бакалавра искусств, а потом и магистра вокала. Когда вернулась в Казахстан, стала солисткой театра. Поверила, что я — все-таки оперная певица после победы на международном конкурсе в Японии. Это был самый знаменательный момент в карьере.
О работе
Многие думают, что оперное пение — чистый талант, хотя и тут нужно постоянно работать над собой. У меня не было дороги, усыпанной одними лепестками роз — встречались и шипы. Во время учебы приехала во Флоренцию на прослушивание к одной знаменитой оперной преподавательнице, и она сказала, что будущего в опере у меня нет. Тогда очень поддержала мама — у меня опустились руки, и, если бы не она, не стала бы оперной певицей. В ГАТОБ тоже прошла только со второго раза.
В опере больше всего нравится перевоплощаться, проживать чужую жизнь. С другой стороны, задаюсь вопросом, как не потерять себя в таком количестве историй.
Подготовка к роли отнимает много времени: изучаю период, к которой относится опера, читаю книгу, на которой основан сюжет. За текст берусь в последнюю очередь. Большинство опер написаны в Италии, поэтому нужен базовый уровень языка, иногда во время подготовки даже нанимают коуча для лучшего произношения. Многие произведения относятся к 19 веку, поэтому встречаются слова, которые больше не употребляются — работаем и над этим тоже. После вычитки текста работаем с пианистом и концертмейстером, разучиваем партии. Когда приезжают режиссер и дирижер, начинаем репетиции с оркестром.
С 10 утра до 2 дня — репетиции, постановки репетируем целый день. В такие дни на работу беру дочку, для нас обеих театр — второй дом. После репетиции не могу просто уйти и больше не думать о роли —дома продолжаю репетировать за роялем.
У меня нет любимых или нелюбимых ролей, потому что хорошо понимаю всех героинь. В процессе подготовки тщательно изучаю их мотивы: в первую очередь персонажей должна понять и оправдать я. Только потом выношу образ на сцену.
Всегда думала, что, когда спою Травиату, это будет моя любимая роль — это была мечта моей мамы. Я исполнила партию не один раз, но того чувства удовлетворения, которого ожидала, не получила. Кажется, свою главную партию еще не спела.
Для оперного певца важен эмоциональный баланс и питание. На сцене отдаю много энергии, поэтому перед выступлением важно ее накопить, а после — правильно восстановиться. Диет не придерживаюсь — они приводят к стрессу и ограничениям, так что я придерживаюсь оптимального рациона. Отказалась только от красного мяса и острой пищи.
Я обязана беречь голос, поэтому за два дня до выступления стараюсь молчать. Перед выступлением читаю молитву.
О ГАТОБ
В здании больше всего нравится атмосфера: 86 лет существования наложили отпечаток на его дух. Вдохновляет, что на эту сцену выходили великие певцы. ГАТОБ, в первую очередь, олицетворяет историю балетного и оперного искусства: все зарождалось здесь. У театра отличное расположение: нравится вид из окна на горы и парк.
Верю, что у искусства в Казахстане большое будущее. Есть постоянная публика: люди немного робкие, но встречают тепло. Радует, что в последнее время молодежь стала больше интересоваться искусством, а когда соприкасаешься с ним, оторваться невозможно.
Комментарии
Подписаться